«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ИСТОРИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «ISTORIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «HISTORY»
ISSN 2222-9124 (Print)

Список выпусков > Серия «История». 2019. Том 28

Религия и религиозность как культурный инструментарий: понимание религиозного ландшафта Эстонии

Автор(ы)
Арчана Уппадхьяй
Аннотация

Примечательно, что как институциональные, так и идеологические аспекты религии стали явными факторами в социальной и политической жизни современных обществ. Возрождение и консолидация религиозных институтов и особенности в социальной и политической жизни современных обществ дали новую возможность изучать религию и религиозность даже в так называемых светских обществах. Балтийское государство Эстония представляет интересный пример четкого понимания религии в ее неинституциональной форме как культурного инструмента для решения обычных проблем человеческого существования в социокультурной среде общества и в неинституциональной и синкретической идиоме духовности. Эта статья направлена на представление широкого обзора религии как культурного инструментария в изучении современной религии, особенно в контексте обществ, которые имеют очень ограниченный опыт работы с институциональными формами религии.

Об авторах

Арчана Уппадхьяй, PhD, профессор, Центр международных исследований, Университет Дж. Неру, 110067, Индия, Нью-Дели, New Mehrauli Road

Ссылка для цитирования

Арчана Уппадхьяй. Религия и религиозность как культурный инструментарий: понимание религиозного ландшафта Эстонии // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2019. Т. 28. С. 52–60. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2019.28.52

Ключевые слова
религия, религиозность, постсоветский, Эстония, новая духовность
УДК
2(474.2)
DOI
https://doi.org/10.26516/2222-9124.2019.28.52
Литература

Bacon Edwin. Religion and Politics. In: Mike Bowker and Cameron Ross (eds.). Russia after the Cold War. Harlow, Longman, 2000, pp. 185-198.

Berger Peter, Davie Grace, Fokas Effie. Religious America, Secular Europe? A Theme and Variations. Aldershot, England; Burlington, VT, Ashgate Publ., 2008.

Beyer P. Religion and Globalization. London, Sage, 1994.

Berger P. (Ed). The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics. Washington DC, Ethics and Public Policy Centre, 1999.

Bellah Robert. Reading and Misreading ‘Habits of the Heart’. Sociology of Religion, 2007, vol. 68, no. 2, pp. 189-193.

Bonnell V.E. (ed.) Identities in Transition Eastern Europe and Russia after the Collapse of Communism. Los Angeles, University of California, 1996.

Bruce S. The New Age and Secularisation. In: S. Sutcliff, M. Bowman (eds.). Beyond New Age: Exploring Alternative Spirituality. Edinburgh, Edinburgh University Press, 2000, pp. 220-236.

Burgess J.P. The East German Chruch and the end of Communism. NY, Oxford University Press., 1997.

Casanova Jose. Rethinking secularizationA Global Comparative Perspective. The Hedgehog Review, 2006, no 8, pp. 7-22.

Davie Grace. Religion in Britain since 1945: Believing Without Belonging. Oxford, Cambridge, Mass, John Wiley& Sons, 1994.

Dobbelaere K. Secularization: An Analysis at Three Levels, Brussels P.I. E-Peter Lang, 2002.

Durkheim E. Elementary Forms of the Religious Life. London, George Allen &Unwin, 1964.

Eesti Arvudes: 1920–1935. Tallinn, Riigi Statistika Keskburoo, 1937.

Froese P. After Atheism: An Analysis of Religious Monopolies in the post-Communist World. Sociology of Religion, 2004, no 65(1), pp. 57-75.

Heelas Paul. “The Estonian ‘Lab’: A Golden land for Studying Trajectories of Spirituality and Religion”. Mitut usku Esti III. Valik usundiloolisi uurimusi: uue vaimsuse eri, dited by Marko Uibu. Tartu, Tartu Ulikooli Kirjastus, 2013, pp. 167-187.

Hunt S. Alternative Religions: A Sociological Introduction. Aldershot, Ashgate, 2000.

Hervieu-Leger Daniele. Religion as a Chain of Memory. New Brunswick, NJ, Rutgers University Press, 2000.

Karpov V. Desecularization: A Conceptual Framework. Journal of Chruch and State, 2010, vol. 52, no. 2, pp. 232-270.

Luckmann T. The Invisible Religion. N. Y., The Macmillan Company, 1967.

Myers S.M. An Interactive Model of Religiosity Inheritance: The importance of Family Context. American Sociological Review, 1996, vol. 61, no. 5, pp. 858-866.

Piwowarski W. Socjologia Religii, Lublin, Wydawnictwo KUL, 1996.

Possami A. Alternative spiritualities and the cultural logic of late capitalism. Culture and Religion, 2000, vol. 4, no. 1, pp. 31-45.

Possamai A. Gramsci, Jediism, the standardization of popular religion and the state. In: J.M. Barbalet, A. Possami, B.S. Turner (eds.). Religion and the State: A Comparative Sociology. London, Anthem Press, 2011, pp. 245-262.

Primiano L. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklife. Western Folklore, 1995, vol. 54, no. 1, pp. 37-56.

Roof W.C. Spiritual Marketplace: Baby boomers and the Remaking of American Religion. Princeton, New Jersey, Princeton University Press, 2001.

Stan L. Chruch-State Relations and Secularism in Eastern Europe. In: Murzaku (ed.). Quo vadis Eastern Europe? Religion, State and Society after Communism I.A. Ravenna. Longo, 2009, pp. 89-106.

Ramet S.P. Cross-and Commissar: The Politics of Religion in Eastern Europe and the USSR. Bloomington, IN, Indiana University Press, 1987.

Remmel Atko. (Anti) religious Aspects of the Cold War: Soviet Religious Policy According to the Example of the Estonian SSR. In: Behind the Iron Curtain. Estonia in the Era of the Cold War. Ed. by Tonu Tannberg, Frankfurt am Main, Peter Lang, 2015.

Simmel G. The Future of our Culture. In: P.A. Lawrence (ed.). Georg Simmel. Socialist and European, Middlesex, Thomas Nelson. 1976.

Steger M.F., Kashdan T.B., Sullivan B.A., Lorentz D. Understanding the search for meaning in life: Personality, cognitive style, and the dynamic between seeking and experiencing meaning. Journal of Personality, 2001, vol. 76, no. 2, pp. 199-228.

Tamm Marek. History as Cultural Memory: Mnemohistory and the Construction of the Estonian Nation. Journal of Baltic Studies, 2008, vol. 39, no. 4.

Tacey D.J. The Spirituality Revolution: The Emergence of Contemporary Spirituality. NY, Brunner-Routledge, 2004.

Titarenko L. On the Shifting nature of Religion during the Ongoing Post-Communist Transformation in Russia, Belarus and Ukraine. Social Compass, 2008, vol. 55, no. 2, pp. 237-254.

Tomka M. Secularization or Anomy? Interpreting Religious Change in Communist Societies. Social Compass, 1991, vol. 38, no. 1, pp. 93-102.

Tomka M. Religiosity in Central and Eastern Europe. Facts and Interpretations. Religion and Society in Central and Eastern Europe. Virginia, West Virginia University, 2010, Vol. 3.

Toynbee J.A. Civilization on Trial. London, Oxford University Press, 1949.

Yinger M.J. Religion, Society and the Individual: An Introduction to the Sociology of Religion. NY, Macmillan, 1957.

Voas D. The rise and fall of fuzzy fidelity in Europe. European Sociological Review, 2009, vol. 25, no. 2, pp. 155-168.

Woodhead L. Real Religion and Fuzzy Spirituality? Taking Sides in the Sociology of Religion. In: Houtman D. and Aupers S. (eds.). Religions of Modernity: Relocating the Sacred to the Self and the Digital Leiden. Brill, 2010, pp. 31-48.

Wuthnow R. Spirituality and spiritual practice. In: Fenn R.K (ed.). The Black Companion to Sociology of Religion. Chichester, Blackwell Publ., 2001, pp. 306-320.


Полная версия (english)