«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ИСТОРИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «ISTORIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «HISTORY»
ISSN 2222-9124 (Print)

Список выпусков > Серия «История». 2020. Том 32

Инспекторский корпус Забайкальской дирекции народных училищ: социокультурный портрет

Автор(ы)
И. Н. Мамкина
Аннотация

Впервые предпринята попытка воссоздания социокультурного облика инспектора народных училищ в Забайкальской области во второй половине XIX – начале ХХ в. на основе формулярных списков и делопроизводственной документации центральных и региональных архивов. Исследование проводилось посредством сравнительного анализа с использованием системного метода и метода просопографии. Главными критериями для сравнения выступили уровень образования, профессиональный опыт, материальное положение, участие в общественной жизни. Установлено, что впервые в Восточной Сибири должность инспектора народных училищ была введена в Забайкальской области в 1872 г. Автором отмечен высокий профессиональный уровень инспекторов, отсутствие «случайных лиц» в инспекторском корпусе. Выявлено, что все инспекторы имели высокие чины и государственные награды, вели активную общественную жизнь. Анализ материального положения показал относительно высокий уровень их жизни. Особое внимание уделено научно-исследовательской деятельности инспекторов. Оценен вклад ряда инспекторов в развитие региональной науки. Результаты исследования позволили заключить, что инспектор народных училищ Забайкальской области во второй половине XIX – начале ХХ в., находясь на государственной службе, по своим социокультурным характеристикам был более близок к интеллигенции, чем к чиновничеству.

Об авторах

Мамкина Инна Николаевна, доктор исторических наук, заведующая, кафедра теории государства и права, Забайкальский государственный университет, Россия, 664082, г. Чита, ул. Чкалова, 140, e-mail: mail@zabgu.ru

Ссылка для цитирования

Мамкина И. Н. Инспекторский корпус Забайкальской дирекции народных училищ: социокультурный портрет // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2020. Т. 32. С. 42–50. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2020.32.42

Ключевые слова
Забайкальская область, инспектор народных училищ, социальный статус, чиновник, материальное положение, исследовательская работа, интеллигенция
УДК
93(94)
DOI
https://doi.org/10.26516/2222-9124.2020.32.42
Литература
  1. Батоцыренов Э. А. Деятели Троицкосавского-кяхтинского отделения РГО. Улан-Удэ : ЭКОС, 2015. 184 с.
  2. Ветчинова М. Н. Социальный портрет учителя иностранного языка на рубеже XIX – ХХ веков // Научный диалог. 2019. № 12. С. 264-277. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-12-264-278
  3. Воротникова Н. С. Социальный портрет учителя начальной школы в вологодской деревне (вторая половина XIX – начало ХХ в.) // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. Т. 1. Гуманитарные науки. С. 28–31.
  4. Дамешек И. Л. Чиновничество как «высший класс» сибирского общества: численность, уровень образования, материальное положение, влияние на общественную жизнь // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2013. № 1(4). С. 48–55.
  5. Дамешек Л. М, Дамешек И. Л. Генерал-губернаторский корпус Сибири: социальный портрет // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 5 (31). С. 4–10.
  6. Кокорев А. С., Николюкина Н. Б. Социальный портрет преподавателя высшей школы (на основе анализа вузов Тамбовской области) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3, № 1. С. 154–161. 
  7. Матханова Н. П. Генерал-губернаторы Восточной Сибири середины XIX века: В. Я. Руперт, Н. Н. Муравьев-Амурский, М. С. Корсаков. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1998. 422 с.
  8. Матханова Н. П. Чиновники-интеллектуалы в Сибири в XIX в. // Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. 2018. Т. 25. С.31–35;
  9. Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX – начала ХХ в. Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 1997. 252 с.
  10. Сайфуллова Р. Р. Социальный статус земских учителей Российской империи во второй половине XIX – нале ХХ вв. (на материалах Вятской губернии) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 8. С. 69–72.
  11. Фармаковский В. И. Начальная школа Министерства народного просвещения (по официальным источникам). СПб. : Русская школа, 1900. 200 с.
  12. Федорова В. И. Учительская интеллигенция Енисейской губернии на рубеже XIX–ХХ веков: социокультурная характеристика // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2017. № 5(182). С. 27–31.
  13. Чарнолусский В. И.Итоги общественной мысли в области образования. СПб. : Тип. Б. М. Вольфа, 1906. 79 с.
  14. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912. 224 с.
  15. Эйльбарт Н. В. Портреты исследователей Забайкалья: вторая половина XIX – начало ХХ в. М. : Наука, 2006. 224 с.

Полная версия (русская)