«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ИСТОРИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «ISTORIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «HISTORY»
ISSN 2222-9124 (Print)

Список выпусков > Серия «История». 2018. Том 25

Тенденции формирования учебных заведений как фактор закрепления присутствия Министерства народного просвещения на территории Западной Сибири в период отсутствия устойчивого образовательного пространства

Автор(ы)
А. В. Блинов
Аннотация

Одним из показателей инкорпорации региона в общегосударственное пространство является наличие устойчивого образовательного пространства, в рамках которого достигается соответствие административно-территориальных и ведомственных границ. До учреждения в 1885 г. Западно-Сибирского учебного округа территория контроля Министерства народного просвещения, в условиях периодических административно-территориальных преобразований в рамках фронтирной модернизации, была непостоянной. Можно выделить четыре периода (1796–1804, 1804–1822, 1922–1838, 1838–1882), соответствующих времени существования относительно устойчивых административно-территориальных образований, когда учебное ведомство активно осуществляло политику по усилению своего присутствия в регионе путем учреждения учебных заведений.

Об авторах

Блинов Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел.: 8(905)904-08-46, e-mail: blinov_alexey_vlad@mail.ru

Ссылка для цитирования

Блинов А. В. Тенденции формирования учебных заведений как фактор закрепления присутствия Министерства народного просвещения на территории Западной Сибири в период отсутствия устойчивого образовательного пространства // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2018. Т. 25. С. 36–47. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.25.36

Ключевые слова
образовательное пространство, Западная Сибирь, губерния, область, гимназия, приходское училище, уездное училище
УДК
94(571.1):37.014
DOI
https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.25.36
Литература
  1. Барнаул. Летопись города. Барнаул, 1994. Ч. 1. 223 с.
  2. Блинов А. В. Оформление административно-территориальных границ образовательного пространства Западной Сибири (1803–1885) // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2016. № 3. С. 6–13.
  3. Войтеховская М. П. Развитие начального образования в Западно-Сибирском учебном округе в связи с планами введения всеобщего обучения // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер. История. 2011. № 4 (16). С. 134–140.
  4. Дамешек Л. М., Дамешек И. Л. Окраинная политика как фактор устойчивости Российской империи XVIII – начала ХХ в. // Изв. Иркут. гос. ун-та. 2017. Т. 21. С. 23–30.
  5. Жеравина А. Н. Из истории гимназического образования в Томске // Вестн. Том. гос. ун-та. 2003. № 276. С. 195–204.
  6. Ищенко О. В. Развитие общего и профессионального образования в Западной Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2011. № 13 (115). С. 22–28.
  7. Литягина А. В. Роль светской школы в повседневной жизни горожан Западной Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2014. № 1 (57). Т. 1. С. 26–34.
  8. Мурзина И. Я. Региональное культурно-образовательное пространство: структура, функции, социокультурный потенциал. М. : Перо, 2014. 197 с.
  9. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 г., заключающая в себе список учебных заведений с указаниями времени открытия, источников содержания, размера платы за учение, числа учащихся и личного состава служащих. Томск : Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1916. 569 с.
  10. Перова О. В. Развитие сети учительских семинарий на территории Западной и Восточной Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер. История. 2014. № 2 (28). С. 5–11.
  11. Побережников М. В. Север Западной Сибири в контексте российской модернизации XIX – начала ХХ в. // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2013. Вып. 3 (23). С. 44–51.
  12. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство. М. : МАКС Пресс, 2014. 100 с.
  13. Сизова Е. В. Из истории мужских гимназий Западной Сибири в XIX в.: обеспеченность помещениями // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. № 304. С. 106–110. 
  14. Татаринова А. И. Образовательные учреждения в сельских поселениях Западной Сибири конца XIX – начала ХХ в. // Фундамент. исслед. Ист. науки. 2014. № 12. С. 397–401.
  15. Томская дирекция народных училищ. Краткие сведения об училищах, подведомственных Дирекции народных училищ Томской губернии, 1900–1911 гг. Томск : Паров. тип. Н. И. Орловой, 1911. 23 с.
  16. Чуркина Н. И. Историческая география педагогического образования Западной Сибири (XVIII–ХХ вв.) // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2009. № 4. С. 163–173.
  17. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып. 1: Общий ход развития школьного дела в Сибири. 1703–1917. Ново-Николаевск: Сиб. обл. гос. изд-во, 1923. 246 с.

Полная версия (русская)